понедельник, 22 апреля 2024 г.

Конспект ОД в младшей группе на тему: «День Земли»

 

Цель: Воспитывать любовь и уважительное отношение к живой природе.

Уточнить знания о том из чего состоит наша планета и без чего не может быть жизни на ЗемлеВоспитывать желание сохранять планету чистой.

Конспект НОД на тему: «День космонавтики» в младшей группе.

 

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие

Форма деятельности: путешествие

Вид деятельности: познавательная, речевая

Цель: Формировать у дошкольников первичные представления о Вселенной, звездах, космосе.

четверг, 14 марта 2024 г.

Доклад "Дидактические аспекты народных сказок,как важнейший способ воспитания и обучения детей в ДОУ"

 

Сказки, являясь художественно – литературными произведениями, одновременно были и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи.

Передовые педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое  исполненное поэзии дитя – народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок, дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Велика образовательная роль сказок. Встречается утверждение, что педагогическое значение сказок лежит в плоскости эмоциональной и эстетической, но не познавательной. С этим нельзя согласиться. Уже само противопоставление познавательной деятельности неотделимы, без эмоции, как известно, познание истины невозможно.

Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал  непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.

Не имея возможности обстоятельно разобрать все черты сказок, остановимся лишь на таких наиболее характерных их особенностях, как народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность и, наконец, дидактизм.

Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, - и окружающая природа. В верованиях  народа была немало суеверного и темного. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине.

Положительным сказочным героям, как правило, в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа. Во всем этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. Макаренко, характеризуя особенности стиля детской литературы, говорил, что сюжет произведений для детей должен по возможности стремиться к простоте. Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно  весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя и т.д.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т.п.

Образность дополняется забавностью сказок. Народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке – не только яркие и живые образы, но и тонкий веселый юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых – позабавить слушателя. Дидактизм является одной из важнейших особенностей  сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Именно отмечая их поучительный характер, их дидактизм, и писал А.С. Пушкин в конце своей «Сказки о золотом петушке»:

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

Намеки в сказках применяются как раз с целью усиления их дидактизма. Особенность дидактизма сказок в том, что в них дается «добрым молодцам урок» не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Поэтому дидактизм ничуть не снижает художественности сказок.

В ряде народных сказок мы встречаемся с определенными педагогическими понятиями, выводами, рассуждениями. Прежде всего, следует отметить стремление народа к знаниям. В сказках можем увидеть  добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя. Сказки помогут  показать : как дружба помогает победить зло («Зимовье»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»).

Сказка не дает прямых наставлений детям типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дошколят дружить. Наказ слушаться маму и папу, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Сказка занимает особое место  в жизни ребёнка. Потребность в ней сохраняется на многие годы. Любая сказка (народная, авторская) обучает и воспитывает, т.е. несет в себе  большой образовательный и воспитательный потенциал. Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом.  Сказки влияют также  и на биогенетические программы человека: сказки создают психологическое поле для копирование базовых ценностей  людей, принадлежащих к одному этносу, к одной культуре, а также моделей поведения через положительных героев. Сказки формируют системное мировосприятие ребёнка через наглядные образы, которые  устанавливают определенные правила, нормы общения и взаимодействия, формируют систему ценностей и социальных ролей. Сказка представляет собой  своего рода руководство к действию в разных жизненных ситуациях. Учитель создает проблемные ситуации и предлагает систему вопросов  и заданий по фактам, изложенным в сказках, подводящим детей к «открытию» нового знания. Все народные сказки несут в себе  художественные, дидактические и психолого-коррекционные аспекты. Художественные сказки, вызывают у детей эмоционально-чувственное сопереживание. Сказка-это рассказ о соотношении добра и зла, цели и смысла жизни. Сказки учат различению между своим и чужим, но и одновременно к взаимодействию, к поиску компромисса («Жил-был пёс»).Через сказки формируется наглядно-образное мышление. Через образы сказок ребёнку задаются ситуации выбора  между добром и злом, что есть хорошо, что плохо.  В сказке ребёнок ощущает себя субъектом, ставя себя на место героя. Таким образом, формируется потребность в самоутверждении. Он ощущает свою индивидуальность, тем самым реализует себя.

Дидактические аспекты  сказок

1.Воспитатель организовывает чтение сказок, их обсуждение и реализацию  различного рода  в  игровых, театральных постановках.

2.Сказки используются в преподавании гуманитарных предметов  в целях выделения нравственных этических принципов  сотрудничества , взаимопомощи отношения к старшим и младшим, к  девочкам и мальчикам.

3.Дидактические аспекты народных сказок могут быть использованы педагогами для передачи абстрактно-логических знаний (по математике, окружающему миру, развитие речи и связывающим их понятиям и категориям).

       Западные былины и сказки отличаются агрессивностью (завоевательные подвиги , «12 подвигов Геракла») Русские былины и сказки миролюбивые, герои защищают и вспахивают землю («Илья Муромец»).

Сказка является эффективным, развивающим, коррекционным и психотерапевтическим средством в логопедической работе с детьми с речевым недоразвитием. Сказка близка и интересна ребёнку дошкольного возраста. Через восприятие сказочных произведений формируется психологическая защищенность ребёнка, вера в позитивное разрешение проблем, добро. Всё большую популярность набирает такое направление как логопедическая сказка. Рассказывая сказку,  одновременно проводится артикуляционная гимнастика.

         Особое место в дошкольном обучении занимает театрализованное представление по мотивам сказки. Дети учатся познавать «прекрасное» через театр, знакомятся с различными литературными произведениями, у них расширяется кругозор. Театральное действие  проходит через зрительное и слуховое восприятие. Ребята, как правило, чутко воспринимают все действия, происходящие на сцене, сопереживают сказочным персонажам. В этом им помогает  и художественное слово и музыка, выразительное исполнение  ролей, соответствующие декорации, костюмы. Когда ребёнок играет в спектакле, у него развивается речь, вырабатывается умение двигаться на сцене: передавать движением, мимикой, голосом то или иное настроение, развивается музыкальность. На примере  героев он учится видеть добро, дружбу, радость, печаль. Задачи  воспитателя, родителя с помощью сказок сформировать установки ребёнка по правилам гигиены («Мойдодыр»,  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»), питания («Винни пух»)  и общения с животными («Крошечка Хаврошечка» Про то, как добрая корова помогла сироте избавиться от властной и зловещей опеки трех сестер.) и другое. Для лучшего понимания сказки, после прочтения следует обсудить её с ребёнком, как он её понял, понравилась ли она ему, объяснить то, что ему непонятно.

         Дети любят слушать сказки и сочинять свои. Сказочная форма позволяет ввести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы проходит путь в сферу эмоций ребёнка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка и развивает способность к сопереживанию. Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, комментируя важные в воспитательном отношении идеи, обсуждение поведения сказочных героев и причины их успехов или неудач, проведение конкурса знатока сказок, выставка рисунков детей по мотивам сказок и др. Особенно хочется выделить такую форму работы, как театрализованное исполнение сказок, их инсценировка. Привлекая детей к участию в игровой деятельности, имитируем взаимоотношения между сказочными героями, что помогает им войти в мир человеческого общения. В инсценировку сказки можно добавить песни. Детям предлагается выбрать из разученных ранее песен те, которые могут петь герои сказок. Можно вставить в сказку известные ребятам загадки, пословицы и поговорки, скороговорки. Органически вплетаясь в сказки, они приобретают для ребёнка житейский смысл. Образность языка сказки развивает речь, интересный сюжет сказок активирует воображение и вызывает эмоции. Всё это позволяет вовлечь ребенка в активную работу и обеспечивает эффективное усвоение информации. 

      Таким образом, сказка в воспитании – это всегда помощник и друг. Произведения, созданные русским народом, – это то, что особенно необходимо ребёнку для правильного, гармоничного развития и дальнейшего становления его как человека и личности. Они совершенствуют воображение, мышление, эмоциональную сферу, развивают память и речь и, конечно, на самых ранних этапах знакомят детей с категориями нравственности и морали, которые закладываются и остаются с ребятами в течение всей их последующей жизни. Сказки являются важнейшим способом воспитания и обучения, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь и народная практика воспитания убедительно доказала педагогическую ценность сказок. 

 

Конспект занятие ООД в младшей группе "Молочные продукты"

 

Цель: Дать представление о происхождении молока и молочных продуктов

Образовательные задачи: 

- Уточнить  и закрепить знания о пользе молока и молочных продуктов, запомнить названия молочных продуктов 

- Дать обобщающие понятия "молочные продукты". 

Развивающие задачи: 

- Обогащать словарный запас детей, закрепить звукоподражание. 

- Закреплять навыки рисования 

- Развивать мелкую моторику рук 

- Способствовать развитию детского воображения, творческих навыков. 

Воспитательные задачи: 

- Воспитывать любовь к домашним животным и желание заботиться о них. 

- Воспитывать умение радоваться своим работам 

- Воспитать отзывчивость, доброжелательность друг к другу, гостеприимство. 

вторник, 27 февраля 2024 г.

Консультация для родителей «Что такое семья?»

 

 Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Семья... На чем же должна строиться семья? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, словом семейные ценности. То есть семейные ценности — это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству или украсть. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе.  Поэтому поговорим о том, каким образом можно привнести семейные ценности,  семейные традиции.

О семейных традициях.

Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни — давняя хорошая традиция.

Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций. Ведь, по большому счету, традиции — это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Эти-то отношения и улавливает дом. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить неплохую службу. Часто следование традициям помогает нам жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно.

Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.

Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых — его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем — учат первым словам, затем — передают свое ко всему этому отношение.

То, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом — целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или — как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными воротами.

Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем.

Начните с малого — чтение на ночь. Даже если ваш ребенок еще слишком маленький, чтобы понимать то, что вы ему говорите, только звук вашего голоса будет для малыша необыкновенно полезен. Каждая книга должна учить ребенка, воспитывать его.

Если нужно, Вы можете самостоятельно сочинять вечерние сказки. Во-первых, это не займет у вас много времени, так как сказка не должна быть длинной, чтобы ребенок не утомился. Во-вторых, вы сможете сами учить его тому, что вы считаете хорошим.

Семейные традиции и ритуалы:

  • позволяют малышу ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде";
  • в вашей семье состоится то, что заведено;
  • дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;
  • настраивают кроху на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда каждый день — праздник;
  • создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям;
  • позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.
  • Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не забудьте только три главных правила:
  • повторяющееся событие должно быть для малыша ярким, позитивным, запоминающимся;
  • традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;
  • можете задействовать запахи, звуки, зрительные образы,

- Главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка. Какими же могут быть семейные праздники и ритуалы? Вместо привычных "привет-пока" дружная семейка может договориться приветствовать друг друга особым "кодовым" словом, понятным только "своим"! Например: «Здорово, богатырь!» или «Привет, принцесса!» Забавно, если, здороваясь, кто-то произносит первую половину слова, а его собеседник — вторую. Можно придумать и специальные формы прощания — вроде забавных пожеланий или советов друг другу на весь день. Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи. Прекрасно, если по выходным все собираются на семейный обед или ужин. Главное, чтобы это не было унылым поеданием деликатесов, а запомнилось  аппетитным запахом вкусных блюд и улыбками домочадцев. Будет еще интереснее, если ты дашь малышу возможность освоить свое "коронное блюдо", которое и займет почетное место на столе. Или предложишь ему каждое воскресенье вместе учиться чему-нибудь новенькому. Кухонные эксперименты хороши для крохи тем, что результат всегда нагляден, ощутим, и... очень вкусно пахнет! Можете организовать и праздники "национальной" кухни — одной или самых разных! Так малыш сможет и узнать много нового об окружающем мире, и освоить экзотические премудрости поведения за столом, — например, как держать палочки или... пить из блюдца. Вот еще несколько идей для прочных кулинарных традиций: разнообразные заготовки "на зиму", уникальный способ приготовления чая или кофе или традиционный выезд на пикник впервые выходные лета. Может быть, Вы удивитесь, но самая лучшая традиция, связанная с днем рождения ребенка, это... действительно отмечать этот день как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье "было не принято отмечать дни рождения". Пусть Ваш малыш никогда не произнесет эту печальную фразу!

День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, — лучший подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и... конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения! А для взрослых этот праздник — повод пофантазировать на тему особенных ритуалов. Во многих семьях принято отмечать рост ребенка на специальной линейке Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать галерею фотографий. Словом, делать нечто, что поможет ему, потом вспомнить свое детство. Вместе с ребенком можно заняться составлением генеалогического древа или начать собирать какую-нибудь коллекцию, простор для фантазии безграничен! Главное — почувствовать, что это действительно "ваше" и приносит радость всем членам семьи. Отличный вариант — ежегодная поездка всей семьей к морю или за город на пикник. Во время таких поездок семья еще больше сближается, улаживая внутренние конфликты.

Воскресные совместные просмотры фильмов не в кинотеатре, а именно дома. Помните, как раньше, когда не было компьютеров и планшетов, вся семья собиралась у телевизора и смотрела фильм, обсуждая героев, делясь впечатлениями  увиденного. Это очень объединяет. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или — пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве — чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, — передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.

 

 

воскресенье, 21 января 2024 г.

Конспект познавательно-исследовательской ОД «Путешествие в прошлое карандаша»

 

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация».

Цель: познакомить с историей появления простого карандаша и его эволюцией.

 

Задачи:

Образовательные:

- формировать представление детей о простом карандаше, его различных видах, качествах и свойствах, историей его появления;

- совершенствовать навыки нетрадиционного рисования;

- закреплять умение детей самостоятельно выполнять опыты, фиксировать результаты  в  карте наблюдений.

Развивающие:

- развивать память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику;

- развивать умение проявлять инициативу в ходе экспериментирования, высказывать свои предположения, анализировать, делать выводы;

- развивать творческую активность и побуждать детей к самостоятельному придумыванию символов;

- развивать связную речь, обогащать словарь детей словами: графит,

Воспитывающие:

- воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность;

- воспитывать умение внимательно слушать задания воспитателя, отвечать на вопросы четко и внятно;

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира.