1. Конспект открытого мероприятия по игровой деятельности в старшей группе.
2. Тема: «Народные игры на прогулке (региональный компонент)».
3. Цель: содействовать формированию знаний об окружающем мире; способствовать развитию у ребёнка воображения и творческой активности.
4. Задачи:
Образовательные задачи: формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях; создавать условия для формирования взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми, проявления сопереживания, взаимопомощи; создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
Развивающие задачи: обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие интонационной культуры речи; продолжать развивать интерес к художественной литературе; внимательно и заинтересованно слушать, запоминать считалки, поговорки; сохранение и укрепление физического здоровья; развитие двигательной активности.
Воспитывающие задачи: воспитывать у детей стремление участвовать в казачьих подвижных играх.
5. Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
6. Предварительная работа: беседа о культуре и быте казаков; знакомство с казачьими народными играми; разделение игр на группы; наблюдения, демонстрации ( показ способа действий, рассматривание картин с играми и забавами детей и взрослых, иллюстраций); объяснение, рассказ, разучивание казачьих считалок, жеребьёвок, закличек, дразнилок, прибауток.
7. Формы организации: игровая деятельность.
8. Методы и приёмы: пояснения, действовать по сюжету, смене игр; показывать свои физические способности.
9. Используемые технологии (методы): беседа, соблюдение правил игры.
10. Словарная работа: казачьи игры, зазывалка, канаться на палке, жеребьевка.
11.Индивидуальная работа: Саша Скрыпникова, Настя Коблова, Дима Заев – развитие ловкости, внимания.
12. Оборудование и материал: казачья шапка, палка для жеребьевки, платок для игры в жмурки, пословицы и поговорки о казаках, песня «У реки у Терека».
I. Водная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Образовательная деятельность Образовательная задача Формы работы Содержание ООД Наличие средства у детей Целевые ориентиры
«Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Развитие воображения и творческой активности; расширение кругозора детей; развитие общения детей с взрослыми сверстниками; развитие речевого творчества. Беседа,
зазывалка, загадка.
Воспитатель: «Мы живем в станице Галюгаевской. Это казачья станица, здесь живут казаки. А вы дети – казачата. Вы любите играть?
У казачат было много игр. Собирались мальчишки и девчонки вечером на улице или на краю станицы, без устали бегали, играя в игры.
Сегодня мы с вами поиграем в казачьи игры.
(Зазываю детей, вытянув вперёд руку с отогнутым большим пальцем, дети собираются)
Воспитатель: Эй, честные господа, ко мне спешите все сюда.
Здесь загадка моя давно вас ждёт друзья.
«Чёрный хохолок, Воткнулся в потолок.
Осенью в щель забирается, весной просыпается.
Вокруг человека вьётся, А в руки не даётся». (Муха)
- Отгадали, молодцы. А вы загадки знаете? (загадки по желанию детей)
(ножницы, лампочка, замок, гриб, заяц, кошка, свинья)
Загадки детей (ножницы, лампочка, замок, гриб, заяц, кошка, свинья).
Проявляет любознательность; обладает начальными знаниями о природном мире; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания, активно взаимодействует с взрослым и сверстниками.
II. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Физическое развитие»
Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях.
Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть.
Обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие интонационной культуры речи; продолжать развивать интерес к художественной литературе; внимательно и заинтересованно слушать, запоминать считалки, загадки. Сохранение и укрепление физического здоровья; развитие двигательной активности; воспитывать у детей стремление участвовать в казачьих подвижных играх.
. Зазывалки, зачины, считалки, жеребьёвка, казачьи народные подвижные игры.
Воспитатель: Торопись честной народ, игра - шутка зовет.
Приглашаю детвору
На веселую игру «В шапку».
№1 ИГРА В ШАПКУ
Цель игры: развитие ловкости, внимания.
На площадке играющие садятся на землю, образуя круг, в центре стоит один из игроков. Сидящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она переле-тает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.
Правила игры: шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад и вперед.
Воспитатель: Торопись удалой народ, хороводная игра «Зелена» нас ждет!
№2 ХОРОВОДНАЯ ИГРА «ЗЕЛЕНА»
Дети идут по кругу, взявшись за руки, и хором проговаривают слова:
«Зелена, зелена – Хоп, царица зелена (все делают приседание)
Раз, два, три, (продолжают идти в хороводе)
Повернися . . . . .(имя ребенка) ты!» (он поворачивается спиной в круг, продолжает водить хоровод в таком положении). Игра продолжается, дети поворачиваются в хороводе (кого назвали) до тех пор, пока все играющие не будут в хороводе повернуты спиной в круг.Затем в ходе игры все играющие поворачиваются лицом в круг.
Воспитатель: «Вы не устали, хотите еще поиграть?
Раз – два – три –
Пару себе найди!
Предлагаю вам игру «Горелки»
№ 3 ИГРА ГОРЕЛКИ
Участники распределяются парами и должны взяться за руки. Они становятся перед водящим «столбцом», т. е. выстраиваются в колонну в затылок друг другу.
Начинают играть по команде водящего, например:
«Рыба, галка, хлеб, мочало... Сзади пара — побежала!» и т. д.
Итак, как только водящий дал команду "Выходи ...", последняя пара бежит вперед, разъединяя руки (один участник обегает колонну слева, а другой справа).
Задача пары — встать впереди колонны и вновь взяться за руки.
Водящий пытается помешать этому, и если ему удается засалить (поймать) одного из игроков, он становится вместе с пойманным во главе колонны.
Игрок, оставшийся без пары, идет водить.
Если же водящему не посчастливится засалить кого-либо из бегущих и они сумеют стать первой парой, то он продолжает водить.
Воспитатель: «А сейчас покажем свою удаль, ловкость».
№ 4 ИГРА ЦЕПИ-ЦЕПИ
Понадобится просторная площадка и много желающих. Чем больше игроков, тем лучше, но не меньше шести человек.
Все игроки делятся на две команды поровну. Команды становятся друг напротив друга в шеренги и берутся за руки, образовав «крепкие цепи».
Игроки одной из команд кричат: «Цепи – цепи, разбейте нас!» или, еще вариант: «Цепи кованы, раскуйте нас!».
Вторая команда спрашивает: «Кого из нас?»
Противоположная команда, посоветовавшись, называет имя игрока, который будет «разбивать» (обычно выбирают самого слабого). Этот человек бежит со всей силы и пытается разорвать сцепившиеся руки противников (опять же, выбирает «самое слабое звено»). Если ему удалось разорвать цепь, то он забирает одного из двух игроков, между которыми прорвался и возвращается с добычей в свою команду. Если не удалось расцепить руки, неудачливый игрок остается у противника.
Воспитатель: «А сейчас детвора, в «ЖМУРКИ» поиграть пора»!
№ 5 ИГРА «СЛЕПОЙ КОЗЕЛ»
Ведущий (с завязанными глазами):
Тук, тук, тук.
Дети:
Кто там?
Ведущий:
Слепой козел.
Дети:
Козел слепой, не ходи к нам ногой. Иди в кут, где холсты ткут, Там тебе холстик дадут».
Ведущий:
Тук, тук, тук».
Дети:
Кто там?
Ведущий:
Апанас.
Дети:
Апанас, ищи нас. /дети разбегаются, «жмурка» начинает их искать/. Пойманного ребенка ведущий спрашивает: «Кто ты?». Ребенок отвечает: «Мее -ее». Если ведущий узнает ребенка по голосу, то происходит смена ведущего. /Игра повторяется 3-4 раза/
Слово, движение, казачья шапка, канаться на палке, жеребьёвка.
Выбираем водящего считалкой
Георгий С.: Села белка на тележку,
Продавала всем орешки:
Кому – два, кому – три,
Выходи из круга ты.
Выбираем водящего, (канаемся на палке).
Выбераем водящего по жребию!
(Дети из шапки берут свернутые полоски бумаги).
Обладает начальными знаниями о социальном мире. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться. Проявляет умение слушать других. Достаточно хорошо владеет устной речью, активно использует речь. Имеет первичное представление о национальных традициях. Имеет начальное представление о здоровом образе жизни. Подвижен, вынослив, владеет основными движениями. Самостоятельно организовывает знакомые подвижные игры.
.
III. Заключительная часть (рефлексивный этап)
«Речевое развитие».
Обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие интонационной культуры речи; продолжать развивать интерес к художественной литературе, пению.
Слово.
Пословицы и поговорки о казаках.
Пение. Воспитатель: «Давайте немного отдохнем.
Подходите, подходите, отдохните, отдохните
Пословицы и поговорки о казаках расскажите»
- Терпи казак – атаманом будешь.
- Конь казаку лучший друг.
Казак сам не ест, а коня накормит.
- Казак без коня, что солдат без ружья. Сам погибай, а коня выручай.
- Казак и в беде не плачет.
- Где казак – там и слава.
- Казак без службы - не казак.
- Казачьему роду нет переводу.
- Сумел сына родить, сумей и на коня посадить.
- Чти родителей своих.
- Жизнь сладка, где семья крепка.
Песня «У реки у Терека»
Пословицы и поговорки о казаках, песня «У реки у Терека». Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, активно использует речь. |