Консультация для родителей
Воспитываем самостоятельность и ответственность
Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.
Легко ли быть самостоятельным? Не секрет, что многие воспринимают самостоятельность как вседозволенность, забывая о том, что она предполагает не только определенную свободу действий, но и ответственность за принятые решения, поступки, слова. Самостоятельность- это ценное качество. Из чего состоит самостоятельность? Из таких азов, как умение одеваться без посторонней помощи, общаться, кушать, помогать по дому делать домашнюю работу, принимать самому решения и отвечать за их последствия.
Если ваш малыш машет веником, повторяя за мамой, это еще не означает, что он самостоятельный. А вот когда он начнет осознавать, что делает это, чтобы в квартире было чистота, и возьмется за веник именно для этого – считайте, что первый шаг к самостоятельности уже сделан.
Конечно, будет проще сказать: «не трогай молоток!», но тогда не обижайтесь, что взрослый сын не сможет забить гвоздь. Легче всего оградить ребенка от опасных и «грязных» дел, чтобы потом не стирать его курточку Но разве сможет он тогда чему – то научится?
Процесс воспитания самостоятельности у детей требует от их родителей буквально ангельского терпения и смирения. Очень важно не делать за своего ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Если родители постоянно пытаются делать за своего ребенка то, что он может сделать самостоятельно, они тем самым учат его быть зависимым от них. Если вы всерьез думаете о воспитании самостоятельности у своих детей, вы должны давать детям возможность делать некоторые вещи самим, даже если вы думаете, что они в итоге потерпят неудачу. Да, возможно, это раздражает - ждать лишние десять минут, пока ребенок закончит что-либо, на что у более взрослого человека ушло бы десять секунд. Например, ждать, пока он завяжет шнурки. Но на самом деле, эти десять минут он тратит на свое обучение. За это время он получает ценный урок, не лишайте его такого шанса. В детском саду ребенок получает больше самостоятельности, чем дома. У каждого ребенка есть своя кабинка для одежды, где он самостоятельно следит за порядком. Существует дежурство в природном уголке, по столовой, организация своего рабочего места к занятию и после занятия. Дети самостоятельно берут карандаши, пластилин и кладут их на место. Вместе с самостоятельностью у детей должна воспитываться ответственность.
Ответственность - это положение, при котором человек отдает полный отчет в своих действиях и принимает на себя вину за последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств. Ответственный человек осознает себя как причину совершаемых им поступков, он инициирует изменения в собственной жизни и готов отвечать за то, к чему они приведут.
Зоны ответственности
Для начала нужно определить, какие важные зоны ответственности есть в жизни дошкольника. Они все достойны того, чтобы их развивать. Возможно, в разные периоды разные зоны ответственности будут главенствовать в вашей воспитательной позиции, но так или иначе дошкольный возраст - это время, когда "зернышки" каждой из них должны быть "посажены".
1. Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь. Это одна из базовых зон ответственности, на формирование которой родители должны обратить пристальное внимание. Она начинает развиваться около 2,5-3 лет, когда ребенок начинает осознавать: определенные его действия несут опасность для него. Некоторые зоны родители ограничивают достаточно жестко: электричество, горячие предметы, большая высота - под запретом. Но в некоторых областях они уже взывают к чувству ответственности ребенка: "Сейчас нужно принять это лекарство. Оно нужно, чтобы ты выздоровел. Ты ведь хочешь выздороветь?". Это постепенно развивает сознательность ребенка, помогает проследить ему причинно-следственную связь между его решением и теми последствиями (позитивными или негативными), которые могут быть.
2. Ответственность за действия, связанные с благополучием близких и других людей. Помните: "Мама спит, она устала, ну и я играть не стала... "? Это стихотворение о том, как девочка сознательно выбрала такое поведение, чтобы не мешать уставшей маме. Это поведение, ответственное по отношению к близким людям. Оно создает будущую основу для строительства отношений с множеством людей, начиная от самых родных до совсем незнакомых. Конечно, маленькому человечку порой трудно ограничить свою активность, учесть интересы близких. Но, например, разница между озорным трехлеткой и "серьезным" первоклассником в этом аспекте очевидна. Но только в том случае, если родители обращают на это внимание, стараются, чтобы ребенок понял: его поведение влияет на отношение к нему других людей.
3. Ответственность за домашних любимцев. Если у вас в доме живет животное, то ребенок должен иметь обязанности (пусть небольшие, но ежедневные) по уходу за ним. Собственные обязанности могут иметь даже дети 3 лет (например, помочь маме вымыть кормушку). Правда не стоит возлагать на ребенка слишком большие обязанности. Ребенок этого возраста легко отвлекается, имеет малое представление о понятии времени, поэтому обязанности по кормлению животного лучше на него не возлагать.
4. Ответственность за собственные вещи. Чем старше становится ребенок, тем больше его ответственность, связанная с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате. Что касается игрушек, то малыш начинает понимать свою ответственность за их состояние примерно в 3 года. До этого он может в гневе бросать игрушку, если у него что-то не получилось. Но трехлетний малыш после маминого на-поминания "не бей, а то сломается" достаточно быстро успокаивается. С возраста около 3 лет важно приучать ребенка нести ответственность за содержание своего "хозяйства" в порядке. Конечно, этап сознательной уборки наступит еще не скоро, ближе к школьному возрасту, а может и позже. Но родители могут подойти к этому процессу творчески и организовать уборку и игру одновременно.
5. Ответственность за данное слово и принятое решение. В общем-то, это широкое понятие, и его можно применить к любому из пунктов, И родители обычно обращают свое внимание на важность того, чтобы ребенок "держал слово". "Ты обещал убрать игрушки, держи свое слово!" -такие фразы часто звучат из уст родителей. Они во многом необходимы, чтобы ребенок понимал: за те слова, которые он говорит, и те обещания, которые дает, он несет ответственность.
|