Музыкально – тематическое занятие: «Музыка и природа» (слушание музыки)
[ Скачать с сервера (130.5 Kb) ]25.04.2021, 17:01

Автор: Музыкальный руководитель
Кривоносова Иннесса Евгеньевна


Музыкальный руководитель: Сегодня наше занятие посвящено природе, сегодня мы с вами будем петь и разговаривать о том, что мы - друзья природы. А что такое природа? (дети отвечают) Правильно, ребята! Природа - это горы, природа - это реки, природа - насекомые, птицы и звери. Давайте мы будем природу любить, и в дружбе, и в мире со всеми жить.
А сейчас давайте, ребята, поприветствуем нашу природу!
Музыкальное приветствие
Доброе утро, солнышко красное,
Доброе утро, лужок прекрасный.
Бабочки, птицы – привет, привет,
Доброе утро, вот наш ответ!
Музыкальный руководитель: Дети на столе лежат четыре фрагмента картинки. Здесь зашифровано какое то изображение. Что надо делать, чтобы увидеть все изображения?
Дети: Нужно сложить все картинки (фрагменты).
Дети складывают, получается эмблемма ГРИНПИС
Музыкальный руководитель: Дети, посмотрите что у нас получилось. Кто знает, что обозначает эта эмблемма? Эта эмблемма международной организации «Гринпис» (Green Peace) , что в переволе с английского языка означает «зеленый мир». «Гринпис» борется против загрязнения природы во всем мире. В эту организацию входит очень много людей, которые борются за сохранение окружающей среды. И чтобы привлечь жителей всех стран к этой проблеме, они устраивают пикеты, демонстрации, ведут огромную просветительскую работу. Они рассказывают о проблемах загрязнения воздуха и воды, о животных и растениях, которых осталось очень мало. Их так и называют – редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (ответы детей). Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.
Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.
И вот ученые решили издать КРАСНУЮ КНИГУ. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Он как красный сигнал светофора предупреждает «Осторожно! Может случиться беда. Вот так выглядит Красная Книга России (слайд)
Многих животных и растений на земле осталось очень мало. И сегодня мы поговорим о некоторых из них.
На земле исчезают цветы, с каждым годом заметнее это
Меньше радости и красоты оставляет нам каждое лето.

Музыкальный руководитель: Сейчас мы побеседуем о цветах, которые нужно беречь. А чтобы вы поняли, о каком цветке идет речь, мы отправимся на лесную полянку.
Звучит релаксирующая музыка Весны.
Музыкальный руководитель: Посмотрите, как здесь красиво! Щебечут птицы, растут красивые цветы, а что это за цветы? Угадайте, какой это цветок? Кто скажет? (слайд - фото подснежника) Правильно, это подснежник. А почему он так называется? Подснежник – первый весенний цветок, он растет, когда еще лежит снег. Опишите его (дети описывают цветок) А сейчас я хочу, чтобы вы описали этот цветок, но только не словами, а средствами музыки. А поможет нам в этом музыка П.И.Чайковского. Давайте вместе скажем: «Пётр Ильич Чайковский».
А сейчас вспомним, как мы слушаем музыку? (Дети: молча, тихо) Почему? Мы слушаем музыку молча, потому что музыка в шуме умирает. Для музыки нужна тишина. Слушайте внимательно, в этом произведении можно услышать журчание ручейков, шум ветра или звон капели. Музыка поменяет характер, постарайтесь услышать в какой части это произойдет: в начале, в конце или в середине. Можно закрыть глаза и представить, как хрупкий подснежник пробивается к солнцу через снег, почувствуйте настроение музыки.
Звучит миниатюра П.Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года». Дети слушают.
Музыкальный руководитель: Какая музыка звучала? (Дети: нежная, лёгкая, воздушная) Музыка всегда была нежной? Нет, в середине музыка стала взволнованной, стремительной. (помочь наводящими вопросами: Музыка изменилась? Она осталась спокойной или стала взволнованной? А темп остался спокойным или стал стремительным) Вы уловили настроение этого произведения! Посмотрите, у меня две иллюстрации. Что на них изображено? (Дети: Весна) Правильно, молодцы. Дети, а как вы думаете, какая иллюстрация точнее выражает настроение произведения «Подснежник»? Какую весну характеризует музыка? (детям нужно выбрать иллюстрацию с изображением ранней весны и объяснить свой выбор.) Вы верно почувствовали настроение музыки и смогли подобрать подходящую иллюстрацию. Сейчас давайте представим себя подснежниками и под музыку попробуем изобразить, как хрупкий подснежник пробивается через толщу снега к солнцу.
Игра «Букеты» ( музыка П.Чайковский «Вальс цветов» )
Дети идут по кругу под музыку, с окончанием музыки они замирают в позах, изображая цветы.
Музыкальный руководитель: Вот какие красивые цветы у нас получились. Но рвать их мы не будем, ведь природу губить нельзя. К редким растениям относятся: ковыль, кувшинка белая, лотос, подснежник и многие другие. (слайды). На нашей планете растет множество растений, которым уже сейчас нужна помощь. Их численность во всем мире быстро и неуклонно снижается, и мы уже в ближайшем будущем можем увидеть их только на картинках. Но каждый человек может помочь им хотя бы тем, чтобы оставить их в нетронутом состоянии.
Зря цветы не надо рвать, и не надо их топтать
Если все и я и ты, если мы сорвем цветы
То окажутся пусты и деревья, и кусты
И не будет красоты.
Музыкальный руководитель: А сейчас продолжим нашу беседу и поговорим о животных. Эти братья наши меньшие тоже нуждаются в особой охране и защите. Звери, обладающие красивым мехом или кожей, переловлены. Есть виды рыбы и виды птиц, которые полностью исчезли с лица Земли, т. к. человек решил обогатиться за счет их вкусного мяса или за счет красивого оперения. И сейчас мы с вами поговорим об одном из них. Угадайте о каком животном пойдет речь?
У него большая грива:
И – пушиста и – красива!
Какая миленькая киска…
Подходят дети к клетке близко,
К ней тянут руки, осмелев,
Но, осторожно – это … (Лев)
А поможет нам познакомиться с этим удивительным животным композитор Сен-Санс. Давайте, вместе скажем «Сен-Санс». Ребята, когда Камиль Сен-Санс был маленьким мальчиком, он очень любил животных. Любил играть с ними и наблюдать. Когда он вырос, то стал композитором и написал несколько пьес о животных, которые объеденены в одну музыкальную сюиту. А называется она - «Карнавал животных». Скажем вместе - «Карнавал животных». Дети, льва называют царем зверей? Почему, как вы думаете? (ответы) Да, он величественный, грозный и прекрасный. Поэтому композитор подарил ему “Королевский марш”. Он так и называется — “Королевский марш льва”. Лев величествен, грозен и прекрасен. Её в один голос («унисон») мощным звуком исполняют струнные инструменты. И хотя музыка звучит грозно и устрашающе, в ней проскальзывает улыбка. Каждая фраза заканчивается фанфарами, которые подчеркивают торжественность момента. Поступь льва важная, неторопливая. Время от времени в марш неожиданно вторгаются резкие звуки - это Лев подает свой голос, он рычит. Послушайте.
Дети слушают миниатюру К.Сен-Санса «Королевский марш льва»
Музыкальный руководитель: Дети, как вы можете охарактеризовать музыку, которую только что мы с вами прослушали? (торжественная, громкая, яркая) Соответствует ли она облику льва? (ответы) Лев — это царь зверей, поэтому музыка звучит торжественная (марш) Кто знает, что такое марш? Он тоже похож на торжественное шествие, правда? Какой темп у музыки был в начале пьесы? (ответы) Правильно — медленный и неторопливый. Зевая и потягиваясь, выспавшийся лев неторопливо поднимается на ноги, чтобы оправиться на охоту… и звери, и птицы разом бросаются врассыпную! Может быть, вы даже услышали в музыке, как тревожно щебечут птицы при виде шествующего царя зверей, как разбегаются во все стороны его испуганные подданные. Давайте попробуем изобразить его повадки.
Гимнастика.
Лев — отважный царь зверей (встаем в позу льва на ковриках, изгибаем спину)
Он на свете всех храбрей (встаем на ноги, разводим руки, сжимаем и разжимаем кулаки)
звери боятся льва и прячутся от него (садятся на коврик и обнимают колени)
Лев гордится своей пышной гривой (встаем на ноги, руки над головой сомкнуты, показываем гриву)
До чего же он красивый (маршируем под музыку на месте)
Музыкальный руководитель: Дети, львы относится к редким животным. Охота на них запрещена. Но на нашей планете еще очень много зверей, численность которых сокращается. Вот некоторые животные из них - снежный барс, амурский тигр, дальневосточный леопард, красный волк и многие другие (слайды). Среди этого числа исчезающих видов животных много птиц - сокол-Сапсан, розовая чайка, белый журавль, розовый фламинго (слайды). И один из них — лебедь. Это очень красива и грациозная птица удивляет всех своей красотой (слайд). Длинная, гибкая шея, белоснежное оперение завораживают своей красотой. Послушайте, как необыкновенно точно К. Сен-Санс средствами музыки описывает эту царственную птицу. Мелодию лебедя исполняет виолончель, а музыку воды играет фортепиано. Неторопливая, необыкновенно певучая мелодия изображает плавное движение лебедя по поверхности воды.
Дети слушают миниатюру К.Сен-Санса «Лебедь»
Музыкальный руководитель: Какой у этой музыки характер? Можно ли сказать, что она была плавной, задумчивой, величавой, протяжной, ласковой, спокойной, задумчивой? Что вы представляли себе, пока её слушали? (ответы детей). Как можно описать характер тембра виолончели? (мягкий, ласковый, нежный). Похож он на лебедя? Не кажется ли вам, что в музыке чуть слышно плещется вода, тихая и спокойная, переливающаяся на солнце? Какой музыкальный инструмент это «изображает»? (фортепиано). Правильно. Не быстрые, мягкие пассажи вверх и вниз напоминают плеск воды. Дети, вы очень хорошо разбираетесь в характере музыки и можете ее описывать. А кто из животных хорошо бегает, а кто плавает, а кто летает, знаете? (Дети: да). Тогда, давайте поиграем.
Музыкальная игра «Плавает, летает, бегает»
Дети под музыку бегают по залу, по окончании я называю животное — дети показывают как оно движется.
Музыкальный руководитель: А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и отправиться в небольшое путешествие. Наше путешествие будет сопроваждать красивая волшебная мелодия (звучит релаксирующая музыка). Закройте глаза и представьте, что мы идем по берегу моря. Вокруг царит волшебная красота. Слышите, как шумит прибой? Воздух наполнен светом и теплом. Ребята, в морских глубинах живет очень много обитателей. Назовите их (ответы детей). А вы знаете, что среди них тоже много жителей, которые нуждаются в особой охране? Вот одно из них (слайд морской черепахи). Что это за животное? Правильно, морская черепаха. Черепаха двигается медленно, передвигается плавно, не спеша, поворачивая голову. К. Сен-Сансу здорово удалось передать в музыке её неторопливую походку. Да, черепах принято считать редкостными копушами. Про того, кто плетётся еле-еле, говорят, что он шагает черепашьим шагом, а если какое-то дело делается чересчур медленно, говорят, что оно продвигается черепашьими темпами. Послушайте.
Дети слушают миниатюру К.Сен-Санса «Черепаха»
Музыкальный руководитель: Что вы себе представляли, пока слушали музыкальное произведение? (ответ). Как вы думаете, черепахи в музыке были маленькими или большими? Почему вы так думаете? А какой характер был у музыки, которую мы с вами слушали? Тревожный, сердитый? Или спокойный и доброжелательный? Как можно описать характер музыки (неторопливый, медленный, поступательный). Ребята, как вы думаете какие музыкальные инструменты продемонстрировали настроение в этой музыке? (ответ: виолончель и рояль). Они звучат высоко или низко? Почему? Давайте попробуем изобразить черепаху и немножко поиграем нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Черепаха»
Черепашка, черепашка в панцире живет (сучим кулачками)
Высунет головку и обратно уберет (достаем указательный палец)
Очень вкусный лист капустный на обед жует (смыкаем пальцы)
Музыкальный руководитель: Дети, такое милое и безобидное земноводное как черепаха, тоже находится на грани вымирания. А также — щелкающая квакша, японская саламандра, тритон и многие другие (слайды). Но люди вовремя пришли им на помощь. Как вы думаете, как они это сделали? Они прекратили охотиться на них, создали заказники и заповедники. (слайды). В них категорически запрещается рвать растения охотиться на животных. ЗАКАЗНИК – это территория, где охраняются все виды животных и растений. На территории Ставропольского края располагаются 44 государственных природных заказников. Это «Русский лес», «Малый Ессентучок» и т.д. В этом списке и наш Галюгаевский заказник. Государственный природный заказник "Галюгаевский" находится южнее станицы Галюгаевской Курского района, в долине реки Терек, на землях Галюгаевского лесничества Курского лесхоза и является биологическим. Кроме заказников есть ещё и заповедники. ЗАПОВЕДНИК – это участок земли или воды, на которых находятся природные объекты особой научной ценности, они находятся под особой охраной государства. В заповедниках хозяева – растения и животные, человек не имеет права там строить, прокладывать дороги, охотится. В нем созданы все условия для жизни животных. Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое. Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? (ответы детей). Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы.
1. На природе запоминать увиденное.
2. Ходить по тропинкам.
3. Не ломать ветки деревьев.
4. Не топтать цветы, травы.
5. Не кричать, не включать громко музыку.
6. Не лезть в птичьи гнезда.
7. Не ловить насекомых.
8. Не разрушать грибницы.
9. Не ловить мальков и лягушек.
10. Не рвать паутинки.
11. Не оставлять не затушенных костров.
12. Не разорять муравейники.
Музыкальный руководитель: Дети, эти не сложные правила помогут вам стать настоящими друзьями природы, которую нужно любить, беречь и охранять.
Ритмический танец «Зверобики»

Категория: Музыкальное воспитание | Добавил: innessakrivonosova
Просмотров: 192 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Похожие материалы
avatar