Поговорки в работе с детьми
[ Скачать с сервера (13.6 Kb) ]16.12.2020, 21:57

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Потешки – песенки, приговорки, потешки, первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки («петушок», «ладушки», «киса», «водичка») вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит.
Например: колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, их поют ласковым, нежным голоском, покачивая куклу Катю: «Баю, баю, баю-бай, ты, собачка, не лай, Белолоба, не скули, мою дочку не буди». Для того чтобы легче и быстрее дети запоминали колыбельные песенки, их нужно обыгрывать, т.е. включать те персонажи, о которых говорится в песенке (о собачке). Запомнив колыбельную, дети легко переносят песенку в повседневную игру («Семья», «Детский сад», «Дочки – матери»).
А эта потешка подбадривает детей в процессе подготовки завтрака, воспитатель читает потешку и дети подговаривают вслед за ним:
Умница Настенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, душистую,
Мягкую, пушистую.
Знакомство с потешками надо начинать с рассказывания картинок, иллюстраций (Ю.Васнецов), игрушек. Дав рассмотреть детям игрушку, рассказать о персонаже потешки, о его особенностях. Объяснить детям значение новых слов, услышанных в потешке; хорошо, когда у детей уже сформировано представление о рассказываемом животном в потешке: «киска», «курочка», «котик», «коровушка» и т.д. При чтении потешки «Киска, киска, киска брысь» - дети ждут, когда воспитатель произнесет его имя.
Словесные игры по мотивам народного творчества; например: «про сороку» (воспитатель читает потешку и дети подговаривают ее отображая ее содержание в действиях). Потешка превращается в игру, и увлекает детей.

Обращение к устному народному творчеству в работе должно быть постоянным. В нем заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, пробуждения познавательной активности. Ребенок, вслушиваясь в потешки, песенки овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи. Так при воспитании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания мы поддерживаем стремление детей к самостоятельности. Во время умывания, причесывания детей нужно использовать потешки: «Водичка», «Расти коса»; запомнив, полюбив потешку, дети переносят ее в игру. Подбирая потешку, воспитатель должен учитывать уровень развития ребенка. Для малышей простые по своему содержанию, для старших – с более сложным смыслом. Дети должны не только хорошо читать потешку, но и уметь ее обыгрывать, т.е. двигаться и говорить, как домашние и дикие животные (подражать голосу и движениям лисы, зайца, медведя, котика, собачки), т.е. в зависимости от того, о ком потешка.
Нет ни одного вида занятий, куда невозможно было бы включить элементы художественного творчества, использование которого делает занятие более эмоциональным, развивает логическое и образное мышление.
Особое место занимает фольклор в игровой деятельности. Дети под текст соответствующей, потешки, показывают, как шагают большие ноги (то-о-о-п, то-о-о-п) и бегают маленькие ножки (топ-топ-топ).
Дети с огромным удовольствием повторяют действия за воспитателем и повторяют слова потешки.
.Стихи Агния Барто «Игрушки» получили популярность у детей, они берут игрушки и читают стихотворения.
«Зайчик»
Зайку бросила хозяйка
Под дождем остался зайка
Со скамейки слезть не смог
Весь до ниточки промок. (Дети подговаривают слова, гладят его, им зайчика жаль, что он промок.)
Стихотворение «Мишка» (имитируют движения и повторяют слова)
«Наша Таня громко плачет»
«Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик»
«Петушок, петушок, золотой гребешок».
Дети хорошо их воспринимают и произносят звукоподражательные действия.
Формы подачи фольклора разнообразны. Поэтому нужно использовать все доступные виды деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Категория: Семенова Л.Г. | Добавил: semenovalyida
Просмотров: 142 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0

Похожие материалы
avatar