Консультация для родителей "Рекомендации по профилактике нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте
[ Скачать с сервера (16.1 Kb) ]28.10.2020, 22:08

Консультация для родителей старшей группы
«Рекомендации по профилактике нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте»

 


Рекомендации по профилактике нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте
Грамотное предупреждение дисграфии у дошкольников должно осуществляться по нескольким направлениям:
1. Важно перед школой и в момент обучения чтению тренировать навыки звукового анализа и синтеза. Недоработка в этом вопросе чревата ошибками на письме и чтении.
Ребенок должен хорошо овладеть понятиями «звук», «буква», «согласный», «гласный», «твердый согласный», «мягкий согласный», «слог», «ударение», «слово», «предложение».
Дошкольник должен находить различия между:
• буквой и звуком;
• гласным и согласным;
• словом, слогом и звуком;
• твердыми и мягкими согласными;
• звонкими и глухими согласными;
Будущий школьник должен хорошо уметь делить слово на слоги, выделять ударный слог, выделять позицию заданного звука (или слога) в слове.
Упражнения на тренировку звукового анализа (фонематического анализа) нужно делать со всеми дошкольниками, чтобы предупредить возникновения дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза:
• Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [О] и топни ножкой, когда услышишь звук [У].
• Разложи картинки две стопки – на синее и зеленое поле. Слова, которые начинаются с мягких звуков, будут на зеленом поле, с твердых – на синем.
• Я назову звонкий звук, а ты – парный глухой (Б – П, Д – Т и т.п.).
• Я назову твердый, а ты – парный мягкий ( С – СЬ, М – МЬ и т.п.).
• Звонкий или глухой? Картинки, названия которых начинаются с глухого звука [П] положи в домик без звоночка, а картинки, названия которых начинаются на звонкий звук [Б] клади в домик со звоночком.
• У кого больше? Побеждает тот, на чьей карточке в слове большее количество слогов.
• Найди слова с одинаковым первым звуком в слове.
• Найди слова с одинаковым слогом в конце слова.
2. Если у ребенка были нарушения звукопроизношения, и он заменял один звук другим, необходимо исправить речь прежде, чем начнете обучать ребенка письму и чтению. Но бывает и так, что звуки исправлены, а ребенок иногда все же продолжает их путать! Например, раньше малыш вместо звука [Ш] произносил звук [С], но логопед поставил шипящий звук и вроде бы все нормально. Но в некоторых словах ребенок как бы по привычке возвращается к старому произношению, и говорит «малыс» вместо «малыш», или «космош» вместо «космос». Забавно, правда? Да, но и опасно! Ведь так он будет и писать.
Различение звуков, которые ребенок неправильно произносил, путал и менял друг на друга, должно быть хорошо отработано в разнообразных упражнениях по профилактике дисграфии:
• Если услышишь звук [Ш] подними его символ (картинка, символизирующая звук, например, шарик, из которого выходи воздух), а если прозвучит звук [С] – покажи его символ (например, насос).
• Повтори за мной звуки, не перепутай: [Ш] [С] [С], [C] [С] [Ш], [Ш] [С] [Ш] и т.д.
• Подними символ звука [Ш], если услышишь слово с этим звуком. Если же в слове будет звук [С] – подними символ звука звук [С].
• Посели слова со звуками [Ш] и [С] в разные домики.
3. При знакомстве с буквами необходимо учить называть букву ее звуковым аналогом: [В] а не [ВЭ] или [ВЫ], [Щ] а не [ЩА] или [ЩЕ], [Л] а не [ЭЛ] или [ЭЛ]. Сразу же учите ребенка читать каждую букву только одним звуком, который ее обозначает. Иначе на письме появятся ошибки, связанные с неправильным, искаженным звуковым образом буквы, ребенок будет писать вместо «ваза» — «вэаза», вместо «щука» — «щаука», вместо «лук» — «лыук», потому что ребенок произносит название буквы как 2 звука. Возникнет путаница в восприятии букв и звуков нашей речи.
Если такая ошибка была допущена родителями или педагогом (бывает и такое), выполняйте упражнения по профилактике дисграфии:
• Звуковой диктант. Взрослый называет букву (произнося их как один звук), ребенок пишет.
• Зрительный диктант. Взрослый рисует букву на доске или листе бумаги, ребенок пишет её и произносит (только один звук, обозначающий букву): буква [Ш], буква [Т] и т.д.
• Определи, какая буква первая в словах и назови ее. Взрослый предлагает набор из 2-3 картинок, названия которых начинаются с одного звука. Например: рыба, руль, рысь – все слова начинаются с буквы Р (буквы [Р]).
4. При обучении письму (печатными буквами) перед школой нужно делать много упражнений по закреплению правильного образа буквы. Нужно научить ребенка не путать буквы, имеющие сходные элементы и не переворачивать их, писать каждую букву в нужную сторону.
5. Проводите с дошкольником упражнения по профилактике оптической дисграфии:
• Обведи букву;
• Слепи букву из пластилина, выложи из счетных палочек или веревки;
• Дорисуй недостающие детали;
• Зачеркни неправильно написанные буквы;
• Выучи стихотворение про букву.
• Какая буква получится, если убрать детали?
• Нарисуй букву в воздухе.
• Сравни 2 буквы, чем они похожи и чем отличаются?

Категория: Серова Н.П. | Добавил: natashaserov2017
Просмотров: 176 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0

Похожие материалы
avatar